История. Мой-Барнаул

Россия в начале XVIII века

Петербург

После выхода России в Балтийское море и строительства Петербурга, росла и торговля, а торговые дома переезжают в новую столицу.  Если в 1718 году в Петербург прибыло 52 торговых судна, а в Архангельск – 150, то в 1725 году в Петербург прибыло 450 торговых кораблей, а в Архангельск – 50.  Но торговля, как и ранее, осуществлялась иностранными кораблями.  В 1726 году сумма петербургского экспорта составила 2млн 403тыс рублей, а импорт 1млн 550тыс рублей.

Результатом  Северной войны (1700 – 1721гг) стали: новая армия и военно-морской флот. Победа армии и флота укрепили позицию России на Балтике.  Теперь Швеция не могла мешать русским, налаживать дипломатические и торговые отношения с другими странами.     

Россия в начале XVIII века

Старый английский двор. Музей, Москва

Торговые палаты

Ранее в XVII  веке торговля с иностранными странами осуществлялась оптом, через торговые дома (компании), находящиеся в Москве (Английский, Голландский).  Иностранные компании добивались привилегий и преимуществ, их права определялись межгосударственными договорами, но и специальными жалованными грамотами. Преимущественным правом торговли обладала государственная казна.  Она объявляла «заповедными» те товары, на которые хотела иметь монопольное право приобретения и продажи.  Остальные товары или излишки продавались определенному кругу русских купцов (так было проще собирать налоги). Государственные и купеческие экспортные товары, собирались, клеймились и готовились к отправке. Главным портом был Архангельск, куда под защитой военных кораблей прибывали торговые караваны.

Каспийский поход

Еще не закончилась Северная война, но победа в ней уже была предопределена.  В 1715 году, Петр I отправляет в Иран русского посола, а на Каспий морских офицеров. Перед которыми была поставлена задача – изучить возможность создания торгового пути по Каспийскому морю. В 1717 году с Ираном заключается торговый договор. Его идея заключалась в перенаправлении потока товаров через Иран, из Индии и Китая далее по Волге в Петербург, затем в Европу.

Вступление императора Петра I в Тарки. (Дагестан) Картина Ф. Рубо

После победы в Северной войне на Волге срочно строятся десантные корабли, для снабжения войск у местного населения закупаются суда способные к морскому плаванью. Формируется корпус из 40 тысяч пехоты и конницы. Под руководством Петра I, начинается марш по западному побережью Каспия (29.05.1722 – 23.09.1723). Это был прибрежный коридор связывающий Закавказье и степные племена.

Дом (землянка) Петра I в Дербенте (старый рисунок)

Фундамент.  Музей

Самое узкое место коридора – это Дербент (всего 4км), его крепость и стена были очень мощным сооружением построенное от моря до гор.  Когда-то ставшим на время серьезным препятствием для монголо-татар.  Жители города преподносят Петру ключ от крепости. Именно в Дербенте царь понимает, что идти дальше с такой армией, не имеющей достойного противника не разумно. Тем более что регион не может обеспечить ее пропитанием, а суда обеспечения попали в шторм и частично затонули.  На уцелевших судах продовольствия осталось на один месяц. Рисковать такой большой армией Петр I не стал.  Он избирает другую тактику – захвата провинций, для создания опорных баз. В 1722 году десант захватывает город Решт на южном берегу Каспия, в 1723 году другой десант занимает Баку.  В Дагестане создается база снабжения.  На этом Петр считает операцию завершенной и начинает подсчитывать доходы. По всем расчетам прибыль от приобретений колоний составила 2млн рублей, а содержание опорных баз и администрации обойдется в 10млн рублей.  На поток товаров по новому пути рассчитывать  не приходилось. К этому времени в Иране происходят конфликты между различными группировками.  Власть шаха слабеет, и афганцы захватывают Иран. В то время в России не было крупных компаний, поэтому экономически эксплуатировать эти территории не получилось.

Существовал и другой план: Петр I предполагал, что когда-то великая Амударья впадала в Каспий, вернее ее протока. Его решением стало желание перегородить плотиной реку и направить ее в Каспийское море и уже по ней плыть в Индию. Но географических карт центральной Азии не существовало. Весь регион был большим белым пятном и для европейцев, и для россиян. В 1716 году на восточном берегу Каспия была основана Красноводская крепость.  В 1717 году Петр отправляет отряд в шесть тысяч человек, под руководством капитана преображенского полка Александра Бековича-Черкассого (потомка дагестанских князей). Целью отряда было – исследование старого русла Амударьи, установление союза с Хивой и Бухарой, разведка торгового пути в Индию. Хивинский хан, боясь попасть под зависимость, не хотел союза с Россией. Проявив видимость «гостеприимства», поселил русских в разных районах Хивы, а затем по отдельности их уничтожил. 

Реформа патриарха Тихона

Конечно, реформа церкви не возникла сама по себе, она обязана строительству новой государственной политики и формированию новой экономики. 

Михаил Федорович Романов «Тишайший»

Положение Михаила Федоровича – основателя новой царствующей династии (годы прав. 1613-1645) и патриарха Филарета (соправитель), еще не было достаточно прочным.  Поэтому в начале своего правления, они были вынуждены опираться на Земские соборы – собрания представителей всех сословий, но постепенно значение соборов изменялось.  С 1632 года на них не приглашалось крестьянство. Во время патриаршества  Филарета был сформирован новый класс людей – патриарших дворян и детей, получавших за службу пометные оклады.  При нем сложилась патриаршая область, которая представляла себя: как государство в государстве.  После разорительного Смутного времени, он вместе с сыном  заложил фундамент будущей империи.
Отмену «Юрьева дня» приписывают Ивану Грозному, но указ об этом искали уже в XVII веке и гораздо позже, но не нашли.  Династия Рюриковичей прервалась на Иване Грозном, царь не оставил после себя наследников.

Патриарх Филарет миру: Федор Никитич Романов – отец Михаила, первым ставшим носить фамилию Романов, в честь своего отца Никиты Романовича, и деда Романа Юрьевича Захарьиных. Московские бояре Романовы вели свою родословную от Андрея Ивановича Кобылы, до начала XVI века они именовались Кошкиными: от прозвища пятого сына Андрея – Федора Кошки. Затем Захарьиными и Юрьевыми.  Прямая ветвь Романовых прервется после смерти Елизаветы Петровны.

Алексей Михайлович Романов

В царствование Алексея Михайловича (годы прав. 1645-1676), в 1649 году Земским собором было принято уложение об окончательном закрепощении крестьян. ( Даже патриарх Никон отмечал, что это не соответствует евангельским положениям). Причем этот опыт был позаимствован у Речи Посполитой, где аналогичный процесс был завершен во второй половине XVI века. Польша на тот период времени, воспринималась как «запад» и на нее смотрели как на  западную цивилизацию, но польской окраски.  Такая модель стала тиражироваться на огромное московское государство.  Уже потом в конце XVIII века понятие запада сместилось, да и Польши как государства, после разных разделов не стало.  

Земский собор 1653 года. Сергей Иванов

Последний, значимый Земский собор состоялся в 1653 году, на котором рассматривался вопрос о присоединении Московии к Малороссии, присоединению большего к меньшему. Это было нужно Романовым, как доказательство легитимности своей власти, поскольку они изображали себя потомками Рюрика и киевских князей. Поэтому Малороссия объявлялась первоосновой государственности, только потом государственность перешла сначала Владимиру, а затем Москве.  Духовным источником становился Киев, где господствовала греческая система православия, которая и была объявлена самой чистой, а московское православие становилось каким-то неправильным, попавшим под влияние «татаро-монгол».   Так был заложен новый фундамент государственного строительства.  В дальнейшем историки царского времени назовут этот период –  возвращением Романовыми, Московии к духовным истокам.  Лишь мелкая кучка «мракобесов – старообрядцев», о которых и говорить не стоит, препятствовала этому процессу.    

Раскол церкви произошел в 1654 году после реформ патриарха Никона, которые привели к привидению церковного обряда в соответствие с греческими канонами. Патриарх считал, что его духовная власть выше светской, а значит царской.  В 1658 году из-за трений Алексеем Михайловичем патриарх Никон удалился в Воскресенский монастырь, в надежде, что царь будет умолять его вернутся обратно.  Но несколько лет проведенных в монастыре наглядно показали, что страна вполне может обойтись и без него.   А после его отстранения у народа появилась надежда, что все вернется назад.  Но после церковного Собора (1666-1667), когда всю Московскую церковь усадили на скамью подсудимых, стало ясно, что возврата назад не будет.  С теми, кто не принял нововведений (старообрядцами), сторонники реформы не церемонились. Жестокость и карательные мероприятия привели к бегству населения – бежали в Сибирь, Речь Посполитую и даже в Турцию.  Вероятно, в объединении двух церквей единого государства была необходимость. Но это объединение должно было происходить с учетом бережного отношения к верованиям и традициям народа, что конечно требовало длительного времени.   

Можно по-разному относиться к религии.  Можно верить в Бога, а можно в случайное возникновение жизни, в то, что элементы таблицы Менделеева, в результате химических реакций чудесным образом образовали РНК и ДНК.  Но переценить роль православия в создании государства невозможно.  Именно церковь сегодня является единственным институтом нравственности, например: по вопросам однополых браков, суррогатного материнства и другим.

Дальнейшие церковные реформы Петра I стали форсированными, завершающими действиями.  Во время Северной войны Петр I столкнулся с оттоком податного (платящего налоги) населения, а значит с уменьшением доходов государства. Особую роль в этом сыграл и указ Петра I  от 7 апреля 1690 года о купле-продаже крепостных. Уменьшение численности населения было вызвано и самой войной, в которой за 21 год погибло 75тыс человек. Но главным фактором был церковный раскол вызвавший бегство населения.  Разные данным, основанные на обложения  налогами торговли и промыслов говорят об убыли населения в 20%.  Эти данные подтверждают историки царского периода, одним из которых был П.Н. Милюков (ученик Ключевского).

Еще ранее, Петр I, как человек умный понимал, что с этим нужно что-то делать. Он вводит двойное налогообложение староверов, косвенные налоги, например налог на бороды.  Но и народ понимал, что легализуешься как раскольник – сегодня заберут деньги, а завтра жизнь. После войны, 8 марта 1723 года Петр I издает Указ развернуть войска по пограничным заставам, для отлова бегущих. Одновременно для усиления своей власти Петр I проводит ряд церковных реформ (1700-1722гг). В результате: ликвидируется институт патриаршества, создается Святейший Синод под руководством Генерал-Прокурора «вот око мое, коим я буду все видеть», и его помощника Обер-Прокурора (гражданские лица), которые контролировали деятельность Синода и согласовывали ее с императором.  

Первый Генерал-Прокурор П.И. Ягужинский

В зале, в котором собирался Синод, было установлен царский трон, который даже в отсутствие государя символизировал его главенство над церковью. Примерно через 200 лет, после отречения Николая II, трон будет вынесен епископами из здания Синода.

Беловодье

По преданию страна «Беловодье» спрятана от людских глаз. В ней все равны, все счастливы. И живет в ней народ добрый и праведный, с чистым сердцем и чистыми помыслами. И находится та страна в Сибири, среди Алтайских гор.  На эти малонаселенной территории, где административная власть и официальна церковь, имели крайне слабые позиции, в ее самые отдаленные ее места бегут староверы.  Бегут, спасаясь от репрессий, от ужаса карательных мер, которые перечислять даже не хочется.

С расширением горнозаводского производства усиливаются и органы власти.  В ответ на это, по краю прокатились акты самосожжения (гари).  Это были акты отчаяния людей, пошедших на такую крайнюю меру, воспринимающими  огонь как символ очищения от власти «атихристовой». 

В феврале 1723 года на Алтай прибывает карательная военная команда из города Тара (Омская область). Видимо власти понимали, что команда из другого региона будет действовать более решительно и жестко. Разгромив староверческую островную обитель на реке Чумыш, вблизи деревни Язово.  Раскольники, увидев «войной идущих», испугавшись физической расправы, «совокупищая в храмину некую 40 человек и храмину зажгоша», добровольно предали себя огню.  Затем команда отправилась в деревню Елунино, сейчас практически на этом месте находится деревня Шипицыно.  Где стали собираться сторонники старой веры, готовя деревню к обороне, а в крайнем случае к самосожжению.  После непродолжительного сопротивления, предали себя огню, в котором погибло до 1100 человек. Это была самая большая гарь. Были и другие: в деревне Новой Шадриной на реке Лосихе в 1739г, в деревне Лепихинской на Чумыше в 1743году, до единичных случаев самосожжения семей.

Анна Иоанновна Романова

Во время правления Анны Иоанновны (которая относилась к староверам как врагам государства), гонения достигли чудовищных размеров, по своей жестокости и массовости (годы правления:1730 – 1740).  На Алтае начинается массовый розыск староверов и ликвидации их тайных мест селений. Начальник Комывано-Воскресенских заводов А.В. Беэр в 1748 году, писал в Сибирскую губернскую канцелярию о том, что из-за церковных и правительственных розысков погибают лучшие рудоискатели-староверы: «Кабанов убит, Кудрявцов сам сгорел».  Руководство округа понимает, что акты самосожжения приносят вред производству, поэтому старается их предотвратить. Да и сами раскольники решают, что для них главное – сохранить веру. 

Екатерина II

В царствование Екатерины II территория России резко увеличилась, и в ее новых границах оказалось много бежавших староверов.  Понимая, что эти земли могут стать безлюдными она издает указ об отмене по всей стране двойного налогообложения и прекращения преследований староверов. О формировании единой нации.  Так постепенно на Алтае стали открываться молитвенные дома староверов, затем и церкви.

 

Церковь Поморского согласия. (Стояла в начале улицы Мало-Змеевской, сейчас Гвардейская)

Кресто-Воздвиженская церковь.  (Снесена при строительстве автодороги и трамвайного пути для подъема транспорта в Нагорную часть города)

Дом-музей старообрядчества в Верх-Уймоне

На Алтае раскольников стали называть «кержаки», сейчас это общепринятое название староверов.  Когда их спрашивали «Откуда прибыл?» – «С Керженца» (название реки в Нижегородской губернии). Конечно, они прибывали из разных мест, но закрепилось это название.  Если отбросить религиозный аспект, нужно сказать – их решительность, трудолюбие, нравственные ценности: не пить, не курить, не воровать и другие. Вызывают уважительное отношение.