История. Мой-Барнаул

Россия на рубеже XIX и XX века

Промышленность России накануне Первой мировой войны

Обладая колоссальной сырьевой базой, Россия серьезно отставала по уровню производства и техническому развитию от развитых стран и оставалась аграрной державой.  Стране нужен был экономический рывок, который нужно было осуществить срочно, значит, срочно было нужно – золото.  Главным способом пополнения казны является экспорт зерна.  Рывок был сделан и он очевиден. Показатели последнего предвоенного года общеизвестны, они отражены и в БЭС (Большая Советская Энциклопедия).  Наверно более правильно рассматривать успехи по показателям на душу населения по сравнению с другими странами.  Но оставим показатели, как и пропустим крестьянские волнения и революционные события.  Сразу перейдем к причинам экстренного развития экономики.

Крымская война 1853-1856

По итогам войны с Турцией, Францией и Англией, согласно Парижскому трактату, России запрещалось иметь черноморский флот, а проливы Босфор и Дарданеллы объявлялись закрытыми для Российской империи.  На Аландских островах в Балтийском море России запрещалось возводить военные и оборонительные сооружения.  В целом, война показала отсталость России, по сравнению с европейскими странами.  Особенно в плане экономики, где завершилась промышленная революция (железные дороги и пароходы).  Черноморский парусный флот не мог противостоять  паровому флоту.  Переброска и снабжение российских войск осуществлялось гораздо медленнее, чем войск Франции и Англии.  Поражение России сильно подорвало международный престиж страны.

Реформы Александра II

Свое правление Александр II начинает с реформ.  Главной, из которых становится строительство железных дорог – локомотива промышленного развития огромной страны.  Железные дороги это огромный комплекс –  паровозо и вагоностроительных заводов, ремонтных депо, водозаправочных станций (мало кто помнит, что воду во избежание накипи, нужно готовить), мостов и самого полотна, организации движения и строительства вокзалов.  Начинает быстро развиваться металлургическая, угольная, нефтедобывающая промышленность (масла, мазут на котором работает часть паровозов), растет торговля – растут  города.  В 1838 году было открыто 25 верст железнодорожных путей, в 1861г. – 566 верст, а всего включая 1901 год – 53  887 верст.

Восстановление Черноморского флота

Броненосец «Петр I»Севастополь. На переднем плане миноноски, за ними две «Поповки» Бронированный монитор «Поповка»   

После поражения Франции в войне с Пруссией в 1870 году, Россия в 1871 году, добивается отмены  Парижского трактата. Начинает быстро строить ЧФ, тем более Османская империя наращивает свой флот.  Отсутствие пригодных верфей для строительства броненосцев на Черном море и ограниченные бюджетные средства, диктовали свои условия.  Выбор пал на круглые корабли береговой охраны, по проекту контр-адмирала А.А. Попова (Поповки).  Такая форма при минимальных размерах и затратах, обеспечивала большое водоизмещение, дающее возможность иметь толстый броневой корпус и крупнокалиберную артиллерию – 280, 305 мм. Но главным по значимости и затратам, оставался – Балтийский флот, на иностранных и отечественны верфях, закладываются новые корабли.  На Балтике под руководством А.А. Попова строится первый в России броненосец «Петр Первый» (1869 – 1877). Броненосец во время Великой Отечественной войны, в блокадном Ленинграде служил плавучим минным арсеналом. Отправлен на слом в 1960 годах.  Кусок его брони толщиной около метра (броневая плита 256 мм, около 600 мм тиковой прокладки и снова сталь), выставлена в музее.      

На Новом Адмиралтействе в 1871 году, началась постройка первой «поповки», в  1872 году ее разобрали и отправили на Николаевские верфи. В 1874 году первая «поповка» вошла в состав Черноморского флота.  Всего было построено две «Поповки» (скорость 14 и 15 узлов), выведены из состава флота в 1903году.

Броненосец «Евстафий»

  Броненосец «Князь Потемкин»

Броненосец «Синоп» Подводная лодка «Тюлень»

В 1884 году началась постройка броненосных кораблей серии «Екатерина II» (1887-1889), «Синоп» (1887), «Чесма»(1886). Броневые плиты и паровые машины были заказаны в Англии. Всего было построено семь кораблей этой серии, которые к началу XX веку морально и физически устарели, и их стали выводится из состава флота, а к 1910 годам их списали.  За исключением двух кораблей – «Синоп» стал учебным, «Георгий Победоносец» использовали как брандвахту в Севастополе. 

Строительство новых кораблей на черноморском флоте продолжалось. К началу Первой мировой войне флот имел: броненосцы  дредноутного типа «Евстафий» (флагман), «Иоанн Златоуст», броненосцы –  «Пантелемон» (бывший Потемкин), «Ростислав», «Три Святителя»,  «Синоп», три крейсера типа «Богатырь», 17 эскадренных миноносцев, 12 миноносцев и 4 подводные лодки.

Броненосец «Князь Потемкин» (1900-1905, Николаевская верфь) – первый отечественный броненосец из крупповской стали (которую осваивали под руководством немецких инженеров)  Ижорского завода.  Завод не справлялся с графиком поставки стальных плит, поэтому изготовление недостающей стали передали Александровскому заводу. Часть стали была заказана и в Англии.  Из-за судебных разбирательств был задержан  монтаж бельгийской паровой машины, которая была доставлена в разобранном виде.  Все это сказалось на сроках строительства.  Первая русская революция (1905) и тяжелые условия на флоте подтолкнули моряков к восстанию. Летом взбунтовалась команда броненосца, а осенью – Севастопольский гарнизон. Эти выступления были жестоко подавлены. После восстания – «Пантейлемон».

Новые современные подводные лодки типа Морж (1915) – Нерпа(1915), Тюлень (1914) должны были оснащены германскими дизелями мощностью 1140л.сил.  Но видимо преднамеренная их не поставка, заставила снять 6 дизелей Коломенского завода по 250л. сил, с амурских канонерских лодок. Для пополнения запасов воздуха использовались шведские и английские компрессоры.

Строительство железных дорог

Строительство железных дорог

Крымская война дала толчекъ  къ постройке жел. дорог – 1857г. образуется главное общество россiйскихъ железн. дорогъ, а неудачный опытъ постройки казной нескольких линiй привелъ къ передаче строительства жел. дорогъ въ частные руки. Частныя компанiи выговариваютъ себе очень выгодныя условiя, и 60 и 70-е годы можно затемъ называть у насъ эрой железнодорожного строительства. (Казна взяла на себя много обязательств по выдачи ссуд, выплаты дивидендов, условий выкупа железных дорог). Надо заметить, что съ 80-хъ годов правительство начало само брать вновь постройку жел. дорогъ, такъ какъ опытъ частнаго железнодорожного строительства оказался еще горше, чемъ казенного. (В основном это касалось главных, стратегических магистралей). 

 «В 1898-1900 гг., когда чугун стоил на заводах 60-65коп., казна платила за рельсы 1руб., 12 коп., а в последующем, когда чугун упал в цене до 40-45 коп., цена на рельсы была … повышена до 1 руб.25 коп.» (Штейнфельд «Политика казенных заказов». Нар. Хоз. 1902, №8).  «Казенными заказами фактически пользовались, конечно, не все заводы: для удовлетворения всех аппетитов, при всей щедрости казны, просто не хватало денег. Поэтому избирались фавориты».

Многiя линiи у насъ имеютъ только стратегическое значение, а промышленность у нас еще недостаточно развита и, следовательно, не даетъ достаточно работы жел. дорогамъ.  Перевозки падаютъ только на определенные месяцы, обычно осеннiе, когда начинаютъ двигаться хлебные грузы къ портамъ за границу. Такое неравномерное распределенiе грузовъ объясняется сельскохозяйственнымъ характеромъ страны.  (Железные дороги остаются убыточными).  На 1 января (1900г.) государственный долгъ возросъ до 6 миллIард 387,7 миллiон. рублей, а железнодор. долгъ возрос до 2805,1 миллiон. рублей. Мы строимъ и строимъ на заемные капиталы. Въ то же время опасно остановить постройку жел. дорогъ, такъ какъ этой постройкой оказывается помощь металлургическим заводамъ и вообще всей нашей промышленности.

Что, конечно, тяжело отражается на сельскомъ хозяйстве – крестьянскомъ, обремененномъ выкупными платежами и высокими косвенными налогами, частновладельческомъ, страдающемъ от высокой задолженности.

Транссиб

Ледокольный паром «Байкал».

 Ледокол «Ангара». Кругобайкальская железная дорога.

Для повышения обороноспособности страны и развития Дальнего востока в 1892 году утверждается план строительства Транссиба. Наиболее трудным участком трасы  был – участок Кругобайкальский дороги, через скальные породы (самый дорогой участок). Поэтому в Англии были заказаны разборные суда (1895): ледокольный паром «Байкал», способный принять на борт паровоз, 25 вагонов, 250 пассажиров и вспомогательный ледокол «Ангара» способный взламывать лед толщиной 0.5 метра, принимающий на борт груз 10 вагонов, с каютами 1 класса, на 150 человек (сейчас корабль-музей). Корабли вступили в строй в 1900, Кругобайкальска дорога в 1905 году, но и переправа продолжала работать.

КВЖД

КВЖД

parovoz 15,  Фото ПОКА НЕТ.

Затем рождается план строительства КВЖД (Китайско-Восточная железная дорога) через Маньчжурию. В 1896 году по договору с Китаем Россия получает право на строительство железной дороги, с ограничениями – не иметь вооруженных сил на магистрали, допускался лишь их транзит.  Маршрут пролегал по белее удобному рельефу, чем вдоль  Амура и сокращал расстояние на 514 верст. Было принято решение привлечь к строительству частный капитал, создать Русско-Китайский банк, для его формирования 3/8 средств, предоставил Петербургский международный банк, 5/8 французские банки.  Акции ж.-д. могли приобретать как российские, так и китайские подданные. Строительство решили начать от Харбина, поставляя материалы по Сунгари, Амуру, Уссури, для чего было создано речное пароходство КВЖД.  В1901 году началась перевозка пассажиров и почты.  Строительство дороги усилило положение России на Дальнем востоке и Желтом море. (Транссиб по территории России был открыт в 1910 году).

Русско-Японская война

Броненосный крейсер «Россия», после бояБроненосный крейсер «Рюрик»

 

В 1894-1895 годах Китай терпит поражение в войне с Японией, которой должен был отойти Ляодунский (Квантунский) полуостров вместе с Порт-Артуром, но под давлением России, Германии и Франции, полуостров остается в пользовании Китая. В 1896 Россия подписывает договор о дружбе с Китаем, а в 1898 арендует полуостров на 25 лет, стремясь использовать незамерзающий порт для торговли в Юго-Восточной Азии.  Япония, пройдя путь модернизации, нуждалась все большем количестве ресурсов, которые могла получить только на материке.  Усиление одной из сторон не устраивало европейские страны и США, которые стремились столкнуть их в военном противоборстве.  Вооружая стороны и при этом неплохо зарабатывая. Так началась Русско-Японская война (1904-1905).                                      

Совершенно бездарно, не имея стратегического плана, Россия втянулась в войну.  Отдавая приказы  флоту – пробиться во Владивосток, армии –  оттеснить японские войска.  Хотя логика подсказывала – разбить флот противника, блокировать и разгромить его армию. Но каков поп –  такой и приход. За время войны Япония потеряла 20 кораблей, Россия – 64.

 

Некоторые корабли.   Во Владивостоке находились: броненосный крейсер «Россия» (пр-во Россия, поврежден в бою, вернулся на Балтику, броненосный крейсер «Громобой»  (пр-во Россия, подорвался на мине, вернулся на Балтику), броненосный крейсер «Богатырь» (пр-во Германия, в Амурском заливе напоролся на камни, после ремонта вернулся на Балтику), броненосный крейсер «Рюрик» (пр-во Россия, паровая машина – Англия).  В бою получив пробоины, лишился рулевого управления, маневрируя,  меняя обороты правого и левого винта, попытался таранить один из японских кораблей, которые методично продолжали его добивать.  Понимая безвыходность положения, команда открыла кингстоны, корабль тонул, опрокинулся на левый бок, на мгновение, показав свой таран, затонул.  Появление таранных броненосцев (увлечение 1860 – 1880 годов) обязано временным превосходством брони над артиллерией. Броненосный крейсер «Аврора» после боя

Броненосный крейсер «Паллада» под огнем, в блокированной гавани Порт-Артура. Бронепалубный крейсер «Варяг» .

Канонерская лодка «Кореец»Броненосный крейсер «Баян»

Первая Тихоокеанская эскадра потерпела поражение при попытке прорваться из Порт-Артура во Владивосток.  Вернувшиеся в Порт-Артур корабли погибли при его обороне. Зашедшие в иностранные порты были интернированы. На помощь первой эскадре была отправлена – Вторая Тихоокеанская эскадра и присоединившая к ней Третья.  Находясь в Тихом океане, эскадры получили известие о разгроме Первой эскадры и приказ – прорваться во Владивосток. В Цусимском сражении эскадры были разгромлены. Эскадренный броненосец  «Николай I», флагман Третьей Тихоокеанской эскадры, на котором держал свой флаг контр-адмирал Н.И. Небогатов, первым поднял белый флаг, его примеру последовали еще три корабля.  Оставшиеся  корабли ушли в иностранные порты. Тихоокеанский и Балтийский флоты были практически уничтожены.  Нужно было восстанавливать флот, но денег требовала и армия и это все в условиях страшного дефицита бюджета. Лишь к 1910 году был разработан план десятилетнего развития флота.

Бронепалубный крейсер «Аврора» (пр-во Россия, паровая машина – Франция, включен в состав II Тихоокеанской флотилии, после боя ушел в Манилу, интернирован, вернулся на Балтику. Сейчас корабль-музей).  Однотипные «Паллада» (после боя в Желтом море ушел в Порт-Артур, где был потоплен, затем поднят и включен в состав японского флота) и «Диана» (дежурил на внешнем рейде Порт-Артура, после боя в Желтом море ушел в Сайгон,  интернирован, в 1906 ушел на Балтику). Бронепалубный крейсер «Варяг» (пр-во США, затоплен, поднят, зачислен у состав японского флота как учебный корабль, в 1916 году продан России и прибыл в Мурманск, в 1917 отправлен на ремонт в Англию, где был реквизирован и продан на слом),  канонерская лодка «Кореец» (про-во Швеция, взорвана), броненосный крейсер Баян (пр-во Франция, после боев, ушел в Порт-Артур,  затонул, поднят, включен в состав Японского фота).

Дорога над пропастью

Для вооружения страны и развития промышленности нужны были колоссальные средства, которых у государства не было.  Поэтому правительство решило привлечь иностранный капитал, который сразу составил 30% от направляемых средств, в первую очередь в виде займов, которые должны были покрываться золотом. Общий объем иностранных займов к 1880 году составил 1,5 млрд. рублей, а выплаты по процентам составили 350 млн. рублей в год. К 1900 году обслуживание долга превысило затраты на содержании армии, фактически мы попали в финансовую кабалу.  Иностранные капиталовложения не преследовали благотворительных целей, они стремились создать для себя наиболее выгодные  условия, влияя различными способами на государственную систему власти, от министерств, правительства и царского двора.Ленский расстрел

Например: На «Ленский золотых полях» где добычей занимались британская фирма, среди акционеров, между прочих, была и мать Николая II.  Рабочие потребовали увеличить оплату труда.  Частная охрана попыталось силой подавить недовольство, затем начался расстрел бастующих, к которому подключилась полиция.  Еще в 1880 годах в железнодорожных отраслях образуются объединения монопольного типа: «Союз рельсовых фабрикантов», «Союз рельсовых скреплений» и другие. В 1890 годах в процессе монополизации при активном  участием иностранцев образуются картели и синдикаты. Причем они образуются в особо покровительствуемых государством отраслях, вокруг чрезвычайно значительных  по объему государственных заказов. 

Зарубежных предпринимателей в первую очередь привлекала дешевое сырье, дармовая рабочая сила, при ненормированном трудовом дне.  (За воротами всегда стояла очередь безработных).  Дешевое сырье. Их в первую очередь интересовала прибавочная стоимость и быстрая сверхприбыль. Когда не нужно думать о развитии передовых технологий – достаточно использовать морально устаревшее оборудование, зачастую демонтированное на европейских заводах, в процессе замены старого новым.Самолет «Илья Муромец»

Никто не позволит даже союзнику создать передовую промышленность. Сегодня союзник – завтра конкурент или противник. Так в России не была создана основа –  основ станкостроительная промышленность.  Можно бесконечно долго говорить о прекрасном самолете «Илья Муромец», гениального русского конструктора И.И. Сикорского. Но без иностранных моторов и приборов это был бы просто макет. Развивались только те отрасли, которые гарантировали быструю прибыль.  Да, Россия поставляла металл за границу, но получала его обратно в виде высокого передела. Размещение российских военных заказов в западных странах приносила им не только прибыль, но и развитие  промышленности.Первый паровоз Луганского завода

Иностранными фирмами были созданы машиностроительные заводы – Харьковский, Луганский паровозостроительные  заводы, Тверской вагоностроительный, Николаевский судостроительный, в становление Брянского машиностроительного завода иностранцы внесли существенный вклад.  Французские капиталы вкладываются в строительство железных дорог, добычу угля.  Англию в первую очередь интересовали природные богатства.  В электротехнической отрасли господствовали  компании, возглавляемые немецкими концернами АЭГ Сименса и банком Генеральное Общество Бельгии.  Химическую промышленность контролировали немцы, как всегда в России зима приходит неожиданно, так и в 1913 оказалось, что у нас нет и взрывчатых веществ (которые поставляла Германия), нормы мобилизационных резервов, были «катастрофически занижены». В стране нет в достаточных количествах ни азотной, ни серной кислоты, ни бензола, ни толуола, ни много другого. Нужно было срочно расширять химические производства и в частности, коксобензольное производство.  С началом войны за границей были размещены заказы на компоненты для получения ВВ, на 2 749 870 пудов, но Англия сама испытывала их недостаток, а США не могли быстро развернуть производство за короткое время, для стран Антанты.  Поэтому поставки были минимальны, всего за 15 месяцев воины было поставлено 152 209 пудов. Такое положение заставляло правительство нервно относиться к ситуации: во первых – из-за положения дел на фронте (ни патронов, ни снарядов), во втором случае  – после победы союзники могли оказаться противниками.Братья НобилиКеросин

В 1901 году мы добывали 51% мировой добычи нефти, при этом в только в Баку работало 148 предприятий.  Но с появлением Нобилей, Ротшильдов, «Ройл Датч Шелл» их осталось 26, остальные были поглощены.  Нефтяные промыслы Грозного и Баку, после 1905 года на 2/3 контролировались этими крупными корпорациями.  Они осуществляли торговлю по Черному морю, посредством сговора, контролируя мировые цены.  До Первой мировой войны и во время ее, все мировые биржевые площадки находились в Англии, где проводились сделки и формировались цены на нефтепродукты, зерно и т.д.

Добыча нефти на Апшеронском полуострове была сверхприбыльна. Во первых –  благодаря залеганию практически на поверхности,  во вторых – дешевой рабочей силе, затраты на которую составляли 3.5%.  Но нефть была специфична из нее получалось много мазута, который и оставался в России, а керосин как продукт высокой переработки продавали.  Для внутренней торговли нефтепродуктами и керосином было создано российское общество «Мазут», но более половины торговли контролировали Нобиле.  Начинается быстрое сращивание банковского и промышленного  капитала.  Иностранцы вкладывают в Россию капиталы, получают прибыль и «высасывают» золото из страны.  Деятельность Путиловского завода в финансовом отношении осуществлялась банком «Унион Париъен».  Финансовый контроль над верфями в Николаеве на Черном море осуществлял банк «Сосъета женераль». 

Герб Ротшильдов

Золотой рубль

С.Ю. Витте

Еще до Крымской войны клан Ротшильдов оказывал финансовые услуги императорскому двору. Заработав доверие, в 1876 году после соглашения с Александром II, клан получил право заключать сделки и проводить операции с золотом, действуя от лица русского государства.  На развитие промышленности требовались капиталы, однако государственных финансов не хватало.   Необходимо было придать устойчивость рублю. С согласия Николая II министр финансов С.Ю. Витте провел денежную реформу (1896-1897гг.).  Введение золотого рубля привело к тому, что мы были вынуждены закупать золото, которого в России не хватало, но было у Ротшильдов.  Россия вступает в «Золотой клуб».  Введение золотого стандарта не решило проблему рубля, так как он был обеспечен не государством, а заемным драгоценным металлом.  Чтобы улучшить каким-то образом положение, проводится активная политика привлечения в страну иностранных инвестиций и кредитов. Через короткое время большая часть банковского и промышленного сектора контролировалось иностранцами. 

Россия села на иглу иностранных займов, особенно в 1906, 1909 годах.  В результате продолжали накапливаться долги на оплату процентов по которым за 10 лет (1904-1913гг.) было выплачено 1.7 млрд рублей, а получено немногим более одного млрд.  Государственный долг России с 8.8 млрд рублей в 1913 году увеличился до 50 млрд в 1917году.  Вначале царствования Николая II иностранцы контролировали 20-30% капитала России, в 1913году – 60-70%, к сентябрю 1917 – 90-95%.  По размерам ввозимого иностранного капитала на первом месте стояла Франция, на втором – Англия, затем шли – Германия, Бельгия, США и другие.  Россия стала главным должником в мире.  Суммарный французско-английский капитал значительно превышал германский, поэтому понятно, чей капитал Россия должна была обслуживать. Россия с одной стороны увязла в долгах, а с дугой стала терять контроль над экономикой и политикой.  Так страна вынуждена была втянуться в Первую мировую войну на стороне Антанты, без права даже думать о выходе.  Впереди замаячила перспектива – колониальной зависимости.

Правительством большевиков 3 февраля 1918 года были отменены все долги царского правительства и временных правительств, которые сменяли друг друга после отречения Николая II, до октябрьской революции.  К отказу от долгов добавилась и национализация промышленности и банков.   Но это совсем другая история.